Ближайшие события
На главнуюПамятникиОбъекты культурного наследия регионального значения

Первое здание железнодорожного вокзала, начало XX века.

Дата создания объекта: до 1927 года.

Адрес (местонахождение) объекта: улица Транспортная, дом 2, корпус 30

Краткие исторические сведения: 

Объект расположен в полосе отвода Западно-Сибирской железной дороги станции Новокузнецк – Пассажирский, стоит между путями рядом с техническим зданием (с восточной стороны) и зданием ЛВЧ депо (с южной стороны), с западной стороны объекта расположен виадук.

Первое здание железнодорожного вокзала построено в первой половине ХХ века при строительстве Южно-Сибирской ветки Транссибирской магистрали. Автор и точная дата строительства не установлены. Здание решено в стиле характерном для построек этого периода, выполненных строительным бюро АО «Копикуз».

Первый железнодорожный вокзал - это первый вокзал на юге Кузбасса, к тому же это одно из немногих первых каменных зданий, сохранившихся до наших дней. Он целиком построен из дикого камня. Декоративное убранство на фасадах снижено до минимума. Камень связан не известковым, а цементным раствором, а крыльцо и перемычки окон полуподвального этажа западного фасада выполнены из монолитного бетона. С трех сторон (кроме южной) обложен циклопической кладкой из более крупных камней, нарезанных прямоугольниками: 25 рядов каменной кладки от земли до кровли и еще 13 — от карниза до макушки фронтона. Одноэтажное, это сооружение отнюдь не приземисто: высокий цоколь, в котором разместился полуподвал, и высокий аттик делают дом массивным и солидным. Камни внедрены в кладку и являются не пустой декорацией, лишь нагружающей конструкцию, а несущими элементами. Все углы здания увенчаны каменными обелисками это один из самых характерных элементов позднего модерна. А среди 13 высоких окон особняка выделяется главное — огромное полуциркульное с видом на железнодорожные пути.

Выбор материала, и способ постройки, сочетающий рядную и «беспорядочную» кладку, и самые тонкие стилистические особенности вплоть до вида каменных наличников и угла наклона крыши и рисунка фронтонов - все говорит о том, что проект здания мог разработать начальник строительства Кольчугинского рудника техник Садов.

В 2011 году руководство железной дороги планировало снести здание старого вокзала и разбить на его месте клумбу. Но на защиту строения встали ветераны-железнодорожники, краеведы и глава города. Второе рождение оно получило после реконструкции, в 2013 году и было открыто ко Дню железнодорожника.