Выход в свет: реализм и сказка Евгения Чарушина
Представляем вашему вниманию рубрику, в которой мы знакомим с экспонатами из фондов Новокузнецкого художественного музея, крайне редко «выходящих в свет». Новокузнецку повезло, в фондах хранится единственная картина Евгения Чарушина «Тигрёнок». Она датирована далеким 1938 годом (бумага, автолитография цветная) и передаёт настроение автора в творчестве. Хищник поселился на страницах книги любимого писателя Самуила Маршака. Передать особенные образы позволила любовь к чтению. А об этом подробнее в биографии.
Евгений Иванович прожил яркую жизнь, наполненную теплом, радостью и счастьем, оставив нам богатейшее наследие — детские книги. Даже фамилия у него какая-то особенная, от слова «чаровать». И действительно, не одно поколение детишек он очаровал своим творчеством и красотой окружающего мира.
Евгений родился на Урале, в Вятке, в семье главного губернского архитектора Ивана Чарушина. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке и других городах Прикамья и Предуралья. Как все архитекторы, был хорошим рисовальщиком.
Мальчик рос в достатке, любви и внимании. Семья жила дружно да ладно, в большом доме часто собирались интересные люди — художники, музыканты, архитекторы. Отец часто брал с собой маленького Женю в различные поездки, прививал любовь к родному краю. Они ездили в любую погоду, встречали восходы и утренние туманы, видели, как просыпается лес и запевали птицы, как полозья свистели на морозе, и глухари стряхивали тяжелый снег с верхушек сосен…
О своей матери Евгений вспоминал, как о неутомимой волшебнице. Всё вокруг неё преображалось, наполнялось теплом, радостью и заботой. Вместе с ней он ходил в лес, выкапывал разные растения, чтобы посадить в саду, выкармливал поросят, индюшат, коз, кроликов, лесных птиц с перебитыми крыльями. Для всех она находила доброе слово и ласковый взгляд.
Дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Наверняка, раннее знакомство с искусством народов Востока, с лаконизмом и точностью в изображении зверей, умением любоваться природой и ощущать себя её частью оказало существенное влияние на творчество Евгения Ивановича, на его подход к рисованию животных.
А рисовать Чарушин начал рано. «Это было свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки». Рисовал преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях. В родительской усадьбе было много разной живности, постоянно кто-то хрюкал, мяукал, лаял, щебетал, гоготал… даже аквариумные рыбки уживались в этом большом и беспокойном хозяйстве. Кроме этого, движущегося и шевелящегося изобилия натуры всегда можно было сбегать в мастерскую чучельника, находившуюся в двух шагах от дома Чарушиных — там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя. Мальчик постоянно выхаживал подстреленных на охоте животных, собирал коллекции бабочек и жуков, изучал атлас птиц в картинках.
Даже среди книг самыми любимыми были книги о жизни животных. Подаренные отцом на день рождения семь тяжелых фолиантов «Жизни животных» Альфреда Эдмунда Брема стали самым дорогим подарком для Евгения Чарушина: их он читал запоем, берёг и перечитывал всю жизнь. Удивительное совпадение: Чарушин родился в день смерти великого немецкого зоолога.
В свои детские годы Евгений был большим шалунишкой. В 6 лет заболел брюшным тифом, наевшись каши из грязного куриного корыта. Плавать научился в 11, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. А однажды за какой-то проступок мать поставила его в угол за ширму. Время шло, понемногу семья обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в углу: вон же его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени там нет. Одни ботинки стоят… Немало натерпелось и Вятское коммерческое училище, в котором мальчик получал художественное образование — от взрыва печи до святотатства над Законом Божиим.
Закончив училище в Вятке, в 1918 году Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Пройдя практически всю гражданскую войну, лишь в 1922 году возвращается к мирной жизни и принимает решение учиться на художника.
В 1922—1927 годах учится в Ленинграде у А. А. Рылова и А. И. Савинова в Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские). Позже Евгений Чарушин назовёт эти годы «самыми бесплодными»: поиски нового слова в живописи ему были неинтересны, а академическое рисование навевало скуку; куда как занятнее было ходить в зоосад или на птичий рынок. В 1924 году по совету Виталия Бианки отправился в увлекательное путешествие на Алтай.
Начало творческого пути Чарушина пришлось на становление и развитие юного советского государства. Власть ставила задачу: создать для маленьких граждан нового государства детские книги — информативные, познавательные, высокохудожественные. Со своими наработками, эскизами и рисунками птиц да животных Чарушин пришёл в детский отдел Госиздата. Первой работой стало оформление повести «Мурзук» Виталия Бианки. Книга имела успех, привлекла внимание не только юных читателей, но и знатоков книжной графики, а один из рисунков Чарушина был куплен Третьяковской галереей. Позже художник делился своими впечатлениями о проделанной работе: «Оказывается, мои волчицы могут пригодиться <> Да, я оказался нужным человеком. Это было для меня такой радостью, что не знаю, с чем сравнить».
Достаточно быстро о молодом и талантливом художнике узнали и стали приглашать для оформления книг М. Пришвина, С. Маршака, И. С. Соколова-Микитова, Р. Киплинга, Н. Сладкова, Г. Снегирёва и др.
В иллюстрациях Чарушина звери реалистичны и сказочны одновременно. С большой теплотой лаконичными средствами художник передаёт характер каждого зверя, делая их яркими и неповторимыми. Особенно любил изображать детёнышей — пушистых, мягких и беспомощных. Не придерживаясь общепринятых канонов, вырабатывает свой неповторимый стиль письма: отсутствие границ, размытость контура, пятна, точки и штрихи. Зверь зачастую изображается просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры. Чарушин был уверен, что иллюстрации должны быть живыми, настоящими, именно поэтому не любил И. Билибина, считая, что тот занимался просто раскрашиванием холодных контуров.
Уже в 1930-е годы Чарушин признан лучшим иллюстратором детской книги. Художник нашёл свое призвание и свою нишу в творчестве. А с лёгкой руки Самуила Маршака сам начинает писать короткие рассказы о животных для детей, простым и понятным языком, с неподражаемым юмором и мальчишеской улыбкой.
Невероятный, неутомимый, эмоциональный и очень увлекающийся человек! Его мозг всегда находился в работе, в поисках, в наблюдениях, новых планах и стремлениях. До войны выпустил 20 своих книг. Продолжал иллюстрировать чужие. Играл на скрипке. Писал стихи. Изобретал и даже получил несколько патентов: сам построил планер и летал на нем, ходил по воде на придуманных лыжах-поплавках.
С началом войны Чарушиным пришлось эвакуироваться на малую родину в Вятку (Киров), и лишь в 1945 году они вернулись в Ленинград. Последней иллюстрированной книгой Евгения Чарушина стали «Детки в клетке» С. Маршака. А в 1965 году Евгению Ивановичу посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
В личной жизни художника и писателя тоже полный порядок. В 1928 г. Евгений женился на Наталье Зоновой, с которой прожил в любви, мире и согласии многие годы и стал основателем творческой династии. Единственный сын Никита продолжил дело отца (его работа тоже хранится в фондах Новокузнецкого художественного музея). Внучка Наталья станет членом Союза художников РФ, иллюстратором книг В. Бианки, С. Лагерлеф и Н. Сладкова. Правнучка, названная в честь деда Евгенией, тоже станет художником.
Свою жизнь Евгений Иванович прожил мальчишкой в душе, искренне, по-ребячьи восхищаясь этим миром, красотой природы, благодаря родителей за своё прекрасное, удивительное детство, которое и определило вектор его судьбы.