Выход в свет: раритетная красавица-подставка
Представляем вашему вниманию рубрику об экспонатах из фондов Новокузнецкого художественного музея, крайне редко представленных публике. Сегодня речь пойдёт о метровой красавице-подставке, связанной с именем Наполеона и ровеснице войны 1812 года. Desprez H. Декоративная подставка под вазу (вторая пол. XIX века, бронза, фаянс, фарфор, камень, литье, роспись подглазурная).
Автограф на изделии свидетельствует, что фарфоровую подставку на бронзовом основании расписал французский художник Анри Деспре. Он долгие годы трудился на знаменитой Севрской мануфактуре, специализирующейся на изготовлении высококачественной посуды; богато декорированных украшений интерьера в стиле рококо и изысканных белых скульптур из бисквита.
Любимое детище мадам-де Помпадур и мадам Дюбарри (фавориток короля Франции Людовика XV) во времена Французской революции Королевский фарфоровый завод в Севре перешёл в государственную собственность. Производство стало приходить в упадок. Положение старейшей мануфактуры Европы спас сам Наполеон Бонапарт, правда, тогда ещё не император, а Первый консул Французской Республики. Севрская мануфактура стала своеобразным летописцем Бонапарта: на фарфоровых вазах, подставках, сервизах изображались и батальные сцены, и сцены из личной жизни великого полководца. Изменяется и стиль — рококко сменяется ампиром, формы сводятся к простым схемам, а фарфор — похожим на изделия из бронзы или камня.
Кроме авторской росписи, на раритете есть и императорские знаки: позолоченный вензель N в лавровом венке, который носили воины победоносной римской армии и орёл из государственного герба Французской империи, символ имперского Рима и Юпитера, олицетворяющий воинские победы (через день после коронации Наполеона орёл был помещён на флаги наполеоновской армии). На гранях подставки — изображения легендарных пехотинцев и кавалеристов Наполеона. Рисунки Деспре воспевают Великую Армию и скорбят о её утраченной славе.
Ещё Людовик XV начал щедро одаривать иностранные дворы изысканной фарфоровой продукцией, распространяя славу декоративного французского фарфора. Его дипломатический дар русской царице Елизавете положил начало богатой коллекции французского фарфора XVIII-XIX веков в Эрмитаже. В начале XIX века, в короткий период улучшения отношений между Александром I и Наполеоном императоры также делали друг другу подарки. Бонапарт среди прочих даров преподнёс русскому императору две копии, выполненные художниками Дюбуа и Гюэ с оригиналов Тоне и-де Альби, прославлявших победы французской армии. Любили обмениваться «фарфоровыми галантностями» императорские дворы России и Франции и позже.
Кто знает, не с посольскими ли экипажами, гружёнными дорогим фарфором, прибыла в нашу страну и декоративная подставка под вазу, гордость Новокузнецкого художественного музея?