Ближайшие события
На главнуюНовости

Выход в свет: голландский романтический пейзаж

ВЫХОД В СВЕТ

Представляем вашему вниманию рубрику, в которой мы рассказываем об экспонатах из фондов Новокузнецкого художественного музея, крайне редко «выходящих в свет». Сегодня в поисках прекрасного мы заглянем в… ресторан.

Баренд Корнелис Куккук «У ручья» (первая половина XIX века, холст, масло).

Да, эта история достойна летописей. В далёком 1956 году директор краеведческого музея Полина Кононова увидела в коридоре ресторана «Москва» три картины и попросила подарить их музею. И картины подарили! Для полотен в музее выделили комнату, дверь которой украсила надпись «Картинная галерея». Именно с этого момента и этих полотен фактически началась история нашего художественного музея.

Полотна оказались кистей известных западноевропейских художников конца XVIII — начала XIX века. Один из них — Баренд Кукуук, автор живописной работы «У ручья».

Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди!

Основатель голландского романтического пейзажа, «князь пейзажной живописи» и самый популярный пейзажист своего времени Barend Cornelis Koekkoek родился в 1803 году в нидерландском Мидделбурге в семье художника-пейзажиста. Его отец, выдающийся мастер пейзажного жанра, привил любовь к искусству четырем сыновьям и посвятил значительную часть своей жизни обучению их живописи. Баренд был старшим ребенком в семье и весьма способным учеником. Позже изучал живопись в Королевской академии изобразительных искусств в Амстердаме. За 4 года учёбы получил несколько престижных наград.

Начав самостоятельную карьеру, Баренд уезжает в провинцию. Но равнинные сельские пейзажи родной Голландии не давали ему вдохновения. Тем временем уровень мастерства Куккука значительно вырос: он стал членом гильдии художников Роттердама и действительным членом Королевской Академии искусств.

В 1833 году живописец женился на дочери своего учителя Элизе Терезе Дайвайл, с которой счастливо прожил в браке до конца жизни. Его жена тоже была художником, писала натюрморты с цветами и фруктами, была верной спутницей и помощницей мужа на протяжении многих лет. А уже через год после свадьбы Баренд Корнелис Куккук наконец нашёл идеальное место для жизни и творчества — небольшой немецкий городок Клеве, куда молодая пара и переехала.

Именно здесь голландский мастер создал свои лучшие шедевры с видами милой его сердцу природы Германии. Здесь родились 5 его дочерей. Здесь он основал свою художественную академию и школу рисования, в которых обучались многие нидерландские живописцы. Здесь построил роскошный Дворец художников с мастерской (ныне художественный музей).

Среди его постоянных покупателей было немало представителей высшей знати Старого Света: король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV, нидерландский король Виллем II и российский император Александр II.

В апреле 1839 года Его Императорское Высочество наследник цесаревич Александр Николаевич, совершавший вояж по Европе, приехал в Гаагу. В том же году Куккук исполнил для принца Виллема Оранского большую картину «Лесной пейзаж с животными». Во время посещения своего дяди в Гааге, наследник был очарован этим полотном и заказал Куккуку за 6000 гульденов пандан (парное произведение) к нему.

Этот самый большой (176×161 см.) в творчестве Куккука пейзаж, изображавший чащу леса с животными на первом плане, был выставлен в Клеве и Гааге в июне 1840 года. Отзывы критиков были восторженными: «картина господина Куккука нас совершенно очаровала, и от восторга мы утратили дар речи… Деревья, животные, фигуры людей образуют столь совершенное единство, что безусловной похвалы заслуживает тот, кто обладает способностью столь великолепно перенести природу на холст. Несомненно, душе его была дарована Божья искра».

В том же году пейзаж был доставлен в Санкт-Петербург. Судя по акварели Эдуарда Гау, хранящейся в Эрмитаже, пейзаж Куккука в 1840—1850-е годы висел в бильярдной (арсенальной) наследника престола. Видеть эту работу могли не только хозяева и гости Зимнего дворца — Александр Николаевич предоставлял её на выставки в Императорской Академии художеств.

Позже полотно перешло в собственность супруги Александра Николаевича, великой княгини, а затем императрицы Марии Александровны.


После революции 1917 года этот пейзаж Куккука вместе с другими его работами был продан советскими властями. Сохранились сведения, что в 1938 году он проходил через дюссельдорфский антиквариат Паффрата, и тогда же оказался в частном собрании Ханса Беренса (1879−1938) в Гере.

Коллекция Беренса в 1953 году стала собственностью Германской Демократической Республики и была передана в художественный музей города Гера. Однако пейзажа Куккука среди картин не оказалось. Долгие годы полотно считалось утраченным, его судьба была неизвестна, пока картина не вынырнула из небытия в ресторане «Москва» сибирского города Сталинска.

Сейчас полотно голландского художника хранится в Новокузнецком художественном музее. Так, совершив фантастический «кульбит», картина Куккука умудрилась дважды попасть в Россию: в качестве первой и последней работы Баренда Корнелиса Куккука в отечественных собраниях.

#Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #Выходвсвет #БарендКорнелисКуккук


13 Сентября 2024