Лабораторная работа: заглянули в бездну и трансформировали зрителя новым текстом
Минувшие выходные прошли в драматическом театре под знаком творческой лаборатории абсолютно нового формата — впервые работа над текстом происходила буквально здесь и сейчас. Внутри театра поддерживалась оптимальная температура для синтеза между драматургом, режиссёром и артистами, которые за шесть дней создали не только новый текст, но и новый мир, в основу которого лёг мифологический сюжет.
Пространство мифа — идеальное решение для театральной лаборатории: вокруг зарождаются метафоры и символы, говорящие со зрителем от первого лица, и создающие некий флёр таинственности и завуалированности происходящего.
Именно в такие моменты зритель и может позволить себе сугубо эмоциональное восприятие событий, без упора на факты и данные. Слова сплетаются в причудливый узор легенды, а легенда связывает мир спектакля бинарными узелками.
Мифология и сама мыслится как слово: зародившись в бесписьменную эпоху, она исконно передавалась в качестве устного наследия.
Да и к трансформации мифам не привыкать — его пластичность заложена уже исторически, поэтому то, что происходило в пространстве лаборатории нового текста не стало ломкой сознания и канона.
Хочется отметить, что в каждой работе &_PHX_INTERNAL091_&от «Идиллии» до «Начала"&_PHX_INTERNAL093_& присутствовал своеобразный ритуал, без которого мифологизация реальности невозможна. Осмысление ритуала, как и способа мышления, ставит множество вопросов перед зрителем, что и создаёт ещё одну плоскость, в которой разворачивается спектакль.
В момент просмотра мы ежесекундно ловим себя на мысли, что миф не покрылся пылью на полке небытия, он жив и явно в добром здравии. Живя в другой эпохе, в иной цивилизации, человек не умаляет значения высших сил, злого рока, ищет своё предназначение и ощущает незримое присутствие Бога.
Поэтому вопросы, на которые каждый участник лаборатории #трансформациямифа может ответить себе, хочется адресовать всем:
С какой целью нам сейчас оживлять историю, изложенную в мифе?
О какой реальности говорит миф? О вторичной или первичной?
Каким образом внести в содержание мифа мораль: через конструктивные или деструктивные механизмы?
Является ли миф устаревшей формой сознания и мышления?