Индустриальный пленэр
Стартовал совместный проект Новокузнецкого художественного музея и «Новой Горной Управляющей Компании», посвящённый 70-летнему юбилею шахты «Большевик» — старейшей из действующих шахт Кузбасса.
Цель проекта: создание этюдов, зарисовок и завершённых художественных произведений средствами живописи и графики с натуры на производственном объекте и организация нескольких выставок, представляющих результаты пленэров.
Индустриальный пленэр — феномен советского искусства. Именно тогда были популярны посещения крупных объектов творческими группами художников, призванных запечатлеть интенсивное промышленное преобразование страны. В наше время формат пленэра переживает второе рождение. Восемь художников Новокузнецка посетили лаву 29−61 бис шахты «Большевик» и удалённую промплощадку недр «Есаульский 3−4»: открытый угольный склад, вентилятор главного проветривания, модульные дегазационные установки и диспетчерскую.
Представление о шахте у обычных людей, даже проживающих в угольном крае, как правило, складывается из рассказов самих горняков, детских впечатлений о родителях-шахтерах, фото- и видеоматериалов. Восемь новокузнецких художников впервые спустились на уровень 276−290 метров и вдохнули подземный воздух, в буквальном смысле слова, «погрузились» в тему. В числе тех, кто решился увидеть своими глазами нелёгкий труд шахтёров, а затем изобразить увиденное на своих полотнах — заслуженные мастера, корифеи, а также преподаватели колледжа искусств и ДШИ: Петр Рещиков, Александр Архиповский, Анатолий Думлер, Андрей Ковригин, Татьяна Сухова, Ладислава Авдеева, Татьяна Никулина, Екатерина Чепис.
Всё было по-настоящему — спецодежда, самоспасатели, инструктаж, ламповая, дизель-монорельс, словом, весь горняцкий путь до рабочего места. Группу встретили и сопроводили заместитель директора по производству Андрей Станиславович Соколов и начальник проходческого участка Евгений Анатольевич Кулагин, подробно рассказав о современной технологии добычи на подземном предприятии.
С первых минут в шахте люди искусства не скрывали эмоций. Ожидаемое представление о колористике подземного производства улетучилось мгновенно. Оказалось, что пейзаж наполнен оттенками серебряного, графитового, гипсового, антрацитового. Были бурые, желтовато-зелёные и даже сияюще-ржавые цвета. А вот синего, на удивление, не встретилось!
Острота эмоций и ощущений зашкаливала, ведь уголь — это огромный временной промежуток, миллионы спрессованных лет, к которым можно запросто прикоснуться. Но главным впечатлением всех арт-мастеров стали шахтёры. Делясь впечатлениями, гости отмечали характер этих героев, которые их встречали и поддерживали в них жизнерадостный настрой, несмотря на сложные условия и немалые физические нагрузки.
Каждый из художников по-своему увидел шахту, уголь, шахтёров. Уникальная возможность побывать на закрытом производстве, увидеть процесс добычи угля, почувствовать на себе условия работы шахтёров, вглядеться в особую индустриальную красоту производства, стала ярким эмоциональным впечатлением индустриальной эстетикой, которое найдёт своё выражение с помощью языка искусства и станет вдохновением для новых произведений.
Пленэр — лишь часть проекта. Впереди ещё посещение проходческого участка, творческий процесс создания произведений и организация цикла выставок. Первая экспозиция произведений, посвящённая старейшей из действующих шахт Кузбасса, откроется в окнах Новокузнецкого художественного музея ко Дню шахтёра. Такие проекты помогают ломать стереотипы о шахтерах и подземных предприятиях, открывая новые грани представлений о нелёгком, но столь нужном людям горняцком труде. А индустриальная эстетика понятна и привлекательна не только для художников, но и для зрителей — жителей Новокузнецка.