Ближайшие события
На главнуюНовости

Год культурного наследия народов России: «золотая» береста Любови Каркавиной

Новокузнецкая художница Любовь Каркавина в этом году отметила сразу два юбилея: своё 55-летие и 30 лет работы мастером по бересте. Её творческий путь начался в ИЗО-студии, потом была художественная школа. Одно время таились сомнения, ведь стоял серьёзный выбор между искусством и… спортом.

«Я ходила на тренировки по настольному теннису. Был очень плотный график, что меня устраивало. Много ездила по стране в составе сборной Кемеровской области. По окончании школы встал вопрос, куда пойти. Хотя к 14 годам я выполнила норматив на звание кандидата в мастера спорта по настольному теннису, я поняла, что устала. А в творчестве виделось много свободы, разнообразия. Творчество — это моё! Подходящего художественного училища не нашла и поступила в педагогическое на художественно-графическое отделение в городе Белово. Там было не очень интересно учиться — скучно. Я ждала, когда же наконец закончится учёба», — вспоминает Любовь.

Для защиты диплома Каркавина выбрала абра́мцево-ку́дринскую резьбу по дереву — художественный промысел, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Особенностью этого стиля стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы — веточки, листочки, завитки, но с развитием стиля стали создавать цельные композиции, которые полностью «оплетали» изделие. Любовь представила работу из кедра и защитилась на «отлично».

Следующим этапом стало обучение в Центре непрерывного художественного образования России в Москве у Бориса Неменского - академика, народного художника России. Картины Бориса Михайловича выставляются и в Третьяковской галерее, и в Русском музее, и в музеях Германии. Он автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников. «Я преподаю по этой программе. Она учит детей не просто смотреть, а видеть. Это ведь разные вещи — смотреть и видеть. Я, обучая по ней, сама как будто научилась видеть мир иначе», — добавляет Любовь.

О самой бересте художница задумалась, находясь как-то в Москве в Измайловском парке. В лавке один из мастеров продавал свои картины. «У меня дома лежали кусочки бересты, а что делать с ним я не знала, выбросить жалко. — Рассказывает Любовь. — Тут у меня и «екнуло». Приехала домой из столицы и за дело — с мамой прокипятили в бидончике, береста стала достаточно мягкой. Далее расслоила на листике, получились разные оттенки, и засушила в книге. Это и были мои первые работы. Конечно, они не сохранились».

С тех пор и проявился интерес к бересте. Вполне возможно, что сыграла немалую роль в выборе материала и особая связь с природой. Мама постоянно водила Любовь в тайгу. Есть святое правило — не трогать «кожу» живого дерева. «За зиму очень много берёз падает: от морозов, от ветров, от старости… Я изучала берёзы. Оказывается, что кора отражает рельефы той местности, на которой растёт. У нас в Кузбассе на берёзах одни «рисунки», в Горном Алтае — совсем другие. Всего существует 310 видов берёз. — Делится Любовь. — А почему свитки берестяные так долго хранятся? Веками. Их археологи потом целыми находят. Потому что в бересте есть такой слой — битулин. Именно он является бактерицидным. В домах на фундаменты на брёвна люди клали куски бересты для того, чтобы не гнили нижние звенья у домов. Молоко в берестяных туесах не портится при комнатной температуре до семи суток (если они грамотно сделаны, без швов). Береста — это «золотой» материал».

Творчество Любови Каркавиной отличается от других авторов, на её взгляд, подходом. Она не просто использует бересту как холст, а ценит природную красоту. Прежде чем срезать кору с березы, мастер рассматривает композицию: «Большинство художников по бересте не учитывают сам её «рисунок». Я же вижу на бересте сам рисунок и только добавляю штрихи. Иногда даже этого не требуется. Природа сама создает шедевры, а моя задача только увидеть, подчеркнуть и выделить красоту самой бересты — не закрасить, а именно аккуратно вписаться в её тональность».

Каждая работа дорога Любови, но одной из самых своих значимых картин она считает «Распятие Христа». «Позвонили люди и сказали, что вырубили пять берёз на участке и попросили приехать снять кору. Я походила, посмотрела. Не сразу, но увидела. Там прямо руки распятые видны были в стороны, а тело — морозобоина: это когда от холода кора трескается и в этом месте получается такой нарост, береза так эту «рану заживляет». А над телом сверху я увидела ангела. Хотя на одной выставке женщина увидела там ворона. Вот тем и интересна береста, что каждый пропускает через себя и видит по-своему», — замечает Любовь. В Москве уникальную «находку» Каркавиной оценили в 20 тысяч долларов.

За три десятилетия было создано более 5000 работ, прошло множество выставок не только в Кемеровской области, но и в других регионах страны. Картины видели Москва, Санкт-Петербург, Германия. Много из них «уехали» за пределы нашей Родины, например, одна «живет» на метеостанции в Антарктиде.

Также у художницы есть достойные последователи — много дизайнеров, которые успешно организовывают свои персональные выставки. «54 работы из бересты моих учеников находятся в Музее детского изобразительного искусства в Москве и там же более 500 работ в других техниках: живопись и графика», — высказывает гордость Любовь. Кстати, одно из представленных произведений наставник Каркавиной — Борис Неменский — поместил в свой учебник «Изобразительное искусство» в качестве иллюстрации.

Впереди у Любови Каркавиной много планов — береста стала верным спутником и, безусловно, продолжит вдохновлять мастера!


29 Сентября 2022