Ближайшие события
На главнуюНовости

Год культурного наследия народов России: своеобразие и обаяние Туркмении

Туркменистан не может похвастаться завораживающими пейзажами, прекрасно сохранившимися историческими памятниками и старинными городами. Но в культовых фильмах, вошедших в «золотой фонд» советской кинематографии, мы всё же видим эту республику: памятники средневековой архитектуры в «Белом солнце пустыни», борьба с басмачеством в «Офицерах», инопланетная постапокалиптическая пустыня в фильме «Кин-дза-дза».

Советская же Туркмения предстаёт перед зрителями в творчестве художников: здесь есть и бескрайние обожжённые пески, и необъятные цветущие поля «белого золота» хлопка, и обширные пастбища, и нефтяные вышки, и величественные сооружения каналов, и труд простых людей, и портреты современников — рабочих, колхозников, воинов-пограничников.

Несмотря на то, что в Туркмении не существовало своих традиций станковой живописи (предки туркмен — кочевые племена), начиная с 20-х годов искусство Туркмении активно развивается под знаком поисков национального стиля и главенства метода социалистического реализма. В 60−80-е годы уже можно говорить о сформировавшейся национальной художественной школе Туркмении.

Старший научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея Ладислава Александровна Авдеева рассказывает о произведениях Клычевой Морал Иззатовны и Шахбердиева Хошгелди Халлыевича, хранящихся в НХМ. Именно в этих картинах чувствуется та самая преемственность традициями национального народного искусства, которая придаёт им особое своеобразие и обаяние.


20 Октября 2022