Ближайшие события
На главнуюНовости

Год культурного наследия народов России: проект «15 сестер — 15 республик» Новокузнецкого художественного музея

В Год культурного наследия народов России Новокузнецкий художественный музей запустил проект «15 сестер — 15 республик». Белорусская земля дала миру ряд известных художников. Полотна Марка Шагала, Хаима Сутина, Леона Бакста, Казимира Альхимовича украшают галереи отечественных и зарубежных музеев. В этом же ряду ведущих белорусских художников стоят и имена Витольда Бялыницкого-Бирули и Георгия Нисского, чьи работы хранятся в коллекции нашего музея.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872 — 1957) — живописец-пейзажист конца XIX — первой половины XX века, представитель лирического направления, один из создателей жанра мемориального пейзажа, передвижник. Пейзажем увлекся под влиянием педагога Исаака Левитана. Уже на ежегодных ученических выставках картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание и одну из них — «Из окрестностей Пятигорска» — в 1897 году приобрёл для своей уже тогда знаменитой галереи Павел Третьяков.

С 1897 года художник начинает показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 году произведения Бялыницкого-Бирули появляются на Передвижной выставке, и в скором времени он становится членом Товарищества передвижников. Через четыре года получает звание академика живописи.

В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля участвует в выставках в Западной Европе, где удостаивается престижных наград. В 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает художественную школу для крестьянских детей. Художник много путешествует по стране и продолжает традиции русского импрессионизма. Он пишет этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 1930-х годах создает индустриальные пейзажи. В 1936—1937 годах Бялыницкий-Бируля создает цикл картин по местам жизни Александра Пушкина, Михайловскому и Тригорскому.

Народный художник РСФСР и БССР Витольд Каэтанович был искренне влюблен в природу, умел увидеть и передать красоту в простом и непритязательном мотиве. И произведения, хранящиеся в наших фондах («Деревня», «Весна. Первая трава», «Ранняя весна», «Весна» и «Зима») — наглядное этому подтверждение.

Георгий Григорьевич Нисский (1903 — 1987) — классик советской живописи, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. Большое влияние на живописца оказали работы Александра Дейнеки. Ранние работы посвящены железной дороге, полотна 1930−1940-х годов написаны на морскую тематику: марины (морские пейзажи) и морские батальные сцены. После Великой Отечественной художник много путешествует по стране и создает ландшафтные пейзажи. Георгий Нисский считается одним из основателей сурового стиля (возник на рубеже 1950−1960-х годов, его характерной особенностью было воспевание труда и его героев).

На Всемирной выставке в Париже в 1937 году за свои работы он получил бронзовую медаль. А в 1951 году художник стал лауреатом Сталинской премии третьей степени, был принят в Академию художеств СССР, награждён серебряной медалью АХ СССР за композицию «На Дальнем Востоке», стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени. В 1965 году Нисскому присвоено звание Народного художника РСФСР. В коллекции нашего художественного музея есть две работы Григория Григорьевича «Плёс. Зеленая Гавань канала Москва-Волга» и «Зима. Самолет», в обоих чётко прослеживается идея человека-покорителя пространства и времени.

Предлагаем вашему вниманию подробный рассказ о художниках старшего научного сотрудника, заведующей сектором экспозиционно-выставочной работы Евгении Петровны Поповой.


19 Мая 2022