Ближайшие события
На главнуюНовости

Год культурного наследия народов России: уникальная этнографическая коллекция

Этнографическая коллекция Новокузнецкого краеведческого музея является одной из крупнейших и старейших в Кузбассе. Она включает предметы традиционной культуры шорцев и телеутов — коренных жителей региона.

Шорцами называют тюркоязычный народ, численность которого в наши дни достигает примерно 14 тысяч человек. Он делится на две этнографические группы: южную или горно-таежную и северную — лесостепную.


Вплоть до начала ХХ века шорский народ жил в соответствии с укладом, в котором сохранились некоторые пережитки родовой общины. Жильём для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп — также русские избы. Хозяйство носило преимущественно домашний характер, а ремеслом — гончарным делом, ткачеством, обработкой кожи и дерева — занимались в основном женщины. Одним из самых важных промыслов шорцев было кузнечное дело, а также добыча и переработка металла. Однако, когда территория их проживания вошла в состав Российской империи, это ремесло пришло в упадок, а одним из главных занятий стала охота. Период большой охоты (начинался в ноябре) — важное событие в жизни всего шорского рода (сеока). От её результатов зависело жизненное благополучие всех без исключения сородичей. Мужчины-охотники собирались в группы и уходили в тайгу на ловлю зверя.

Телеуты — тюркский коренной народ Кемеровской области, ведущий своё происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири. Численность их в России в настоящее время составляет 2643 человека. Основная часть — около 2 тысяч человек — живут в сёлах Бекове, Челухоеве, деревнях Верховская, Шанда, селе Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского муниципальных районов Кемеровской области. Это так называемые «бачатские телеуты», живущие по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком муниципальном районе Кемеровской области и Шебалинском муниципальном районе Республики Алтай.

Этноним «телеут» восходит к древнетюркскому этнониму «теле». История народа теле прослеживается с раннего Средневековья. B XVI-XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Таким образом, Телеутская землица включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке, в верхнем и среднем течении. Телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с присваивающими формами хозяйства: охотой, собирательством и рыбной ловлей. Известно им было земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Телеуты также имели зависимое от них население — кыштымов.

В этнографической коллекции музея сохранено более 300 предметов

Бубен — основной ритуальный предмет при священнодействии (камлании) шамана (кама). Остов бубна составляет кедровая обечайка — прямоугольная тонкая доска, стянутая в овал с помощью сыромятных ремней. Сверху остов обтянут кожей марала. Под обтяжкой во всю длину окружности по краям прикреплены два черемуховых обруча. Между ними расположены бугорки-резонаторы, образованные резонаторными столбиками. Сверху на обечайке прикреплены серповидные подвески, по четыре с каждой стороны от рукояти. Изнутри по краю кожа стянута через отверстия жильной нитью. Рукоятка («марс») вырезана из березового бруска, с перехватом посередине. Концы рукояти завершаются лопастями-дощечками, вдоль которых проходит гребешок, делящий лопасть пополам. На краях лопастей выполнены насечки. Утолщения на концах перехвата и гребешок орнаментированы косыми линиями.

Внешняя сторона изображения на бубне разделена широкой поперечной полосой с бордюром из треугольников, пересечённых косым крестом и крестиками между ними, на две неравные части: большую по величине — небесную сферу и меньшую — подземный мир. Такая же полоса дугой обрамляет поле верхнего мира. Здесь в правом верхнем углу изображено солнце — пересеченный косым крестом кружок и шесть духов-помощников шамана в виде человеческих фигурок, одна из них нарисована с луком в руках, другая — с палкой. В нижнем поле справа нанесен орнамент из ромбов и треугольников, пересеченных крестом.

Шаман (кам) очень ревниво относился к своему бубну, не давая его никому. Отнять бубен у шамана означало лишить его значительной части жизненной силы. Со временем бубен требовал замены. В этом случае кам сам надрезал лицевую часть кожаной обшивки бубна и захоранивал его (вешал на дереве). После этого совершался целый ритуал — с привлечением сородичей — перехода на новый бубен.

К изготовлению нового бубна были причастны мужчины рода, из которого происходил шаман. Самой ответственной частью процесса изготовления бубна — его раскраска. Использовались природные красители, их получали, например, из растений. Краситель смешивался с природной смолой, и эта смесь наносилась на поверхность бубна.

ХАЛАТ

Халат (шорск. — шабыр) — мужская повседневная и праздничная верхняя одежда изготовлен на территории Горной Шории в местах бытования шорцев. Сшит вручную из домотканой кендырной ткани, на основе волокон конопли и крапивы. Покрой туникообразный, стан из двух перегнутых по линии плеч полотнищ, сшитых посередине спинки. Между полками и спинкой, от проймы рукава до подола, вшито с каждой стороны по два клина. Запах левосторонний. Рукав широкий, зауженный к обшлагам. Воротник сзади — стойка, спереди — переходит в шалевый, пришитый к краям полок. Воротник и обшлага рукавов обшиты чёрным сатином, по нему белой шерстяной нитью вышита прямая линия, обрамлённая с обеих сторон зигзагообразной красной тесьмой.

Особый интерес вызывает орнамент, нанесённый на халат. Как отмечают исследователи (Т.И. Кимеева, 2000 г.), изготовление орнаментированных предметов, возможно, относится к тем временам, когда орнамент в жизни шорцев еще не утратил сберегательной функции. Он сохранялся в глухих отдаленных местах черневой тайги, где жизненный уклад, обычаи и обряды охотников из века в век менялись крайне медленно. Преобладающими являются мотивы саяно-алтайского типа — треугольники, пересеченные треугольники, сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, ромбы, косая сетка, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками. Некоторые из входящих в состав этого типа узоров обнаружены на костяных предметах палеометаллической эпохи на юге Сибири.

ШАЛЫК

Традиционная шорская одежда к началу XX века шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Шалыг — шорский культовый предмет. Он представляет собой плоскую антропоморфную фигурку, вырезанную из дерева. Голова круглая с многоугольным навершием. Нос длинный, прямой, брови отходят от верхнего края носа под острым углом. Глаза треугольной формы. Живот выпуклый, овальный, вырезан от нижнего края носа в длину всей фигурки. Руки — длиной до середины туловища, с округлыми оконечностями. Между ног — полуовальная выемка. Ступни не обозначены, одна нога короче другой. Длина изделия — около 44 см. Доставлен в музей в середине 1920-х годов кузнецким краеведом Георгием Степановичем Блынским из района Горной Шории.

Шалыг почитался как дух охоты и её покровитель. В течение года хранился в сарае, перед началом большой охоты заносился в юрту и ему приносились подношения — чаша толкана (ячменной муки с молоком), сама фигурка кропилась аракой (самогоном). Кропление аракой (самогоном) шалыга — лишь один из многочисленных ритуалов шорцев, связанный с этим действием.

Непочитание шалыга или небрежное к нему отношение грозило, как считалось, неудачей на охоте. Кроме того, у такого нерадивого охотника начиналась ломота костей и прочие напасти. Избавиться от недугов, по представлениям шорцев, можно было только одним путём — принести жертву шалыгу, что означало накормить его кашицей-толканом. Наиболее почитаем шалыг был среди шорцев среднего течения реки Кондомы.

КУНЕК

Кунек — традиционное женское платье бачатских телеутов — использовалось как для повседневного ношения, так и для праздников (дополнительно украшалось вышитым нагрудником и воротником). Платье представляет собой рубаху туникообразного кроя из красной шёлковой ткани с цветами фактурного тиснения.

В бока вшиты клинья, имеющие форму треугольников, доходящие до проймы. Рукава сшиты из двух кусков ткани, заужены к кистям рук. Имеются ластовицы ромбовидной формы из той же ткани. Рубаха имеет вертикальный пазушный разрез посередине груди. Воротник-стойка «чака» выполнен на подкладке из красного сукна. По краям воротника нашиты поставленные на угол берестяные квадратики «акча», сплошь ушитые золотой нитью. Изнаночная сторона рубахи подшита подоплекой из цветного ситца.

СЕРЬГИ

Серьги телеутские изготовлены из серебра. К швензе в виде кольца при помощи ушка крепится подвеска похожая на перевернутый вниз лепестками цветок, декорированная вдоль края в технике «зернь». В верхней части цветка имеются два выступа в виде двух расположенных друг на друге шариков, направленных от подвески в разные стороны. Внутри на этом уровне декор напоминает расположенную горизонтально цифру 8, со сквозными отверстиями. Под ними имеется глухая закрепка со вставкой из прозрачного стекла, с одной стороны, и камнем синего цвета, с другой. От закрепки отходит три луча, декорированные в технике «зернь», которые завершаются тремя колечками на концах. На закругленных концах подвески в виде цветка также имеются колечки. Сквозь каждое колечко проходит нить, на которую нанизаны бусины из серебра и коралла. Они чередуются между собой две серебряные бусины, одна коралловая. Некоторые серебряные бусины в виде цилиндра декорированы горизонтальными опоясывающими линиями. На концах располагаются лапчатые подвески.

Серьги являлись важнейшим женским украшением телеутов. Они отличались однотипностью и имели аналогии со среднеазиатскими. Серебряные, литые, длиной от 5 до 9 см, со сложным рисунком, ажурные по форме серьги напоминали стилизованный цветок, опущенный лепестками вниз или стилизованную женскую фигурку, что символизировало плодородие. Об этом говорит и обычай прокалывать мочки ушей девочкам в начале весны, в период пробуждения природы, когда реки разливались, а на кустах черемухи набухали почки, то есть зарождалась новая жизнь.

Все представленные экспонаты можно увидеть в экспозиции Новокузнецкого краеведческого музея.


21 Июля 2022